Городок Мендризио и его окрестности приобрел прочную славу мирового центра обработки золота. Президент компании Argor-Heraeus уверен, его бизнес застрахован от кризисов и сохраняет привлекательность для инвесторов даже в разгар одной из самых тяжелых рецессий за последние 100 лет.
«Вот уже 6000 лет люди вкладывают деньги в золото, — говорит он. — Когда больше некуда податься, золото всегда тут как тут».
Главный бизнес Мендризио, италоязычного города в Швейцарии, сегодня успешен, как никогда. Здесь сосредоточено около трети мирового производства золотых слитков. С ближневосточных базаров, из южноазиатских ломбардов, ювелирных лавок Европы и Северной Америки сюда день за днем стекаются пластиковые мешки с золотыми цепочками, браслетами и кольцами.
«Тут и бабушкино наследство, и подарки бывших поклонников… Золото не пропадает!» — говорит Эрхард Оберли, президент компании Argor-Heraeus, которая в год перерабатывает около 400 тонн золота.
В последнее время спрос на золото достиг небывалых размеров. Ажиотаж подстегивается скупающими золото миллиардными хедж-фондами, богатыми спекулянтами и правительствами. Недавно цена на золото на бирже на короткое время преодолевала рекордный рубеж в $1100 за унцию.
В прошлом месяце старейший лондонский универмаг Harrods начал продавать золотые монеты и слитки — от совсем небольших, весом 1 грамм, до знакомых всем по кинофильмам массивных брусков весом 12,5 килограмма, или 400 тройских унций. Отделы универмага, торгующие золотом, буквально набиты покупателями.
Рон Либерман, владелец ювелирной компании Palisade Jewelers в городе Энглвуд, штат Нью-Джерси, рассказывает, что золото скупают все подряд, и стар, и млад. По его оценке, в этом году частные лица приносят в его магазин золотые изделия для продажи в 10 раз чаще, чем в начале 2000-х, когда золото стоило $300 за унцию.
Люди обмениваются слухами, что вскоре оно будет стоить $2000 долларов за унцию
Центральный банк Шри-Ланки также объявил о покупке золота. За последние полгода Китай почти вдвое увеличил размер своего золотого запаса. Эта тенденция может в долгосрочной перспективе осложнить финансовое положение Соединенных Штатов, которые нуждаются в иностранных покупателях облигаций для финансирования растущего государственного долга.